Искусственный интеллект (ИИ) сейчас в тренде — в стоматологии и не только. Недавно коллеги из США поинтересовались "вторым мнением" ChatGPT в отношении самых распространённых и "непростительных" ошибок, которые допускают клиницисты в дизайне реставраций зубного ряда. ИИ с удовольствием "покритиковал оффлайн-коллег" — и выдал свои рекомендации по персонализации работы с пациентами различных групп и возрастов.
Топ-5 ошибок, которые совершают стоматологи в дизайне улыбки (версия ChatGPT)
№1. Недостаточный учёт индивидуальности пациента и его социального статуса.
Многие врачи стремятся создать каждому пациенту "идеальную" улыбку (чаще всего "голливудскую"), действуя по шаблону. При этом не учитывается возраст, пол, социальный статус (белоснежная сверкающая улыбка а-ля Брэд Питт нередко смущает "рядовых" пациентов, которые могут хотеть незначительных перемен, а не радикальной переделки).
Работа над ошибками:
- Использовать предварительное анкетирование, тщательнее собирать анамнез, учитывать пожелания пациента
- Обсуждать оттенок, форму и симметрию реставрации, используя цифровые превью-каталоги, шире применять возможности дентальной фотографии
- Удостоверится, действительно ли пациент готов примерить на себя смелый образ, или остаться верным консервативному "луку".
№2. Дисбаланс пропорций и симметрии
Даже красивая реставрация будет выглядеть нелепо, если не принять во внимание черты и пропорции лица пациента: расположение губ и линию улыбки.
Работа над ошибками:
- Оценить симметрию лица, подвижность губ, улыбку в состоянии покоя и в эмоциональной динамике
- Обратить внимание на среднюю линию зубов, буккальные коридоры, положение режущего края: центральные резцы должны быть доминирующими, а ширина и длина зубов — соответствовать золотому сечению. Нарушение этих принципов делает улыбку дисгармоничной.
№3. Улыбка "на откуп" цифровым инструментам
Цифровой дизайн – это всего лишь эффективный метод планирования, он не способен (по крайней мере на современном этапе) полностью заменить интуицию врача, учесть индивидуальные особенности пациента и его эстетические предпочтения, другими словами "художественный взгляд" – это удел человека, а данном случае, стоматолога.
Работа над ошибками:
- Используйте цифровые решения как полезный инструмент, а не финальное решение
- Проверяйте макет с помощью восковых моделей и тест-драйвов, как минимум, дважды
- Привлекайте к работе зубного техника уже на первом этапе – его вклад имеет огромное значение
№4. А, может, без примерки обойдёмся?
Пациенты часто не осознают, насколько значительными могут быть перемены их облика с "новой улыбкой". Отсутствие возможности примерить новый образ (отказ от этапа временной реставрации) — часто приводит к плачевным результатам.
Работа над ошибками:
- Рекомендуйте пациенту временные конструкции для понимания финальной формы и цвета
- Используйте цифровое моделирование, чтобы пациент мог сравнить "до и после"
- Вовлекайте пациента в процесс примерки, поощряйте обратную связь, это вовсе не "потеря времени", а гарантия удовлетворенности и долгой службы реставрации
№5. "Красота требует жертв" или результат в ущерб функциональности
Эстетически привлекательный, но некорректный дизайн улыбки – это путь к нарушению окклюзии и проблемам с ВНЧС.
Работа над ошибками:
- Проектируйте улыбку с учетом функциональных возможностей пациента.
- Оцените окклюзию, истирание и сжатие, вертикальный размер.
- Предлагайте пациенту найти баланс между "хочу вот так!" и тем, как это "вот так" будет работать на практике.
- Ваше профессиональное мнение должно быть ориентиром при выборе конструктивных решений.
Исследование, ранее опубликованное в PMC, подтверждает, что комбинация искусственного интеллекта и опыта врача повышает точность и предсказуемость результатов. Стоматология стоит на пороге новой эры, где успех проведенного лечения или реставрации будет зависеть от эффективного взаимодействия и дополнения человеческого и машинного интеллектов, что к приведет к более совершенным и естественным улыбкам, комфортным для пациента.