Рефлексия — способность сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции и поведение, оценивать принятые решения и перспективы, задавая себе проясняющие вопросы. Термин «рефлексия» произошел от латинского слова «reflectio» — «отражение». Это обращение внимания на себя, переосмысление, анализ. Человек смещает фокус извне на свои чувства, собственное «Я», переосмысливает происходящее. Сократ считал рефлексию доступным способом познания и совершенствования себя.
Суть рефлексии: это возможность ревизии смыслов того, что делаешь и того, что хочет получать от своей деятельности. Это возможность сделать экстракт полезного и возможность избавиться от гнетущего, ограничивающего, преждевременного. Рефлексия помогает подсветить какие-то моменты, которые ускользнули от внимания, потерялись и были снесены потоком впечатлений, дел, волнений. Это возможность закрепить у себя свой опыт, идеи, внедряя лучшее свою практику.
Как развивать в себе навык рефлексии? Рассмотрим два аспекта.
1. Отношения с пациентами
Уделите 30 минут в день, когда Вы занимаетесь ТОЛЬКО рефлексией. Задайте себе вопросы и записываете ответы, размышляя над ними.
1. Насколько искренне вы вовлекаетесь в ситуацию пациента, понимая, чего он действительно ожидает от визита к вам?
2. Как вы (члены вашей команды) внимательны к тому, как вы вовлекаетесь на первичном приеме и на последующих?
3. Как сейчас вы проясняете и обсуждаете с пациентами их истинные внутренние запросы?
4. Как создаете индивидуальные предложения?
5. Как помогаете пациентам принять решение о лечении?
6. Как предлагаете лечение разным типам пациентов?
7. Что получается, а что нет?
8. Как обсуждаете свои предложения: ценность, стоимость, сроки, страхи пациента?
9. На какие мысли и убеждения вы опираетесь, когда мотивируете пациента у вас лечиться?
10. Как вы работаете с возражениями и сопротивлением пациентов, что для вас сложно в этом?
11. Как поддерживаете связь с пациентами, подбадриваете и поддерживаете их в процессе лечения?
12. Как разрешаете конфликтные ситуации?
13. Как предвидите и предотвращаете конфликты?
14. Как влияете на создание сарафанного радио и положительных отзывов?
15. Где вы берете силы/энергию на все это и как остаетесь в тонусе?
Начиная процесс рефлексии, выбирайте вопросы, которые больше всего способствуют тому, что МЫСЛЬ ПОШЛА.
2. Отношения с самомотивацией
Выберите из тем ту, которая больше всего способствовала тому, что МЫСЛЬ ПОШЛА.
1. СИЛЫ. Что придало/придает вам силы или помогает увидеть свою силу мотивировать себя для мотивации пациентов лечиться у вас?
2. СМЫСЛЫ. Что помогло/помогает прояснить смыслы? Зачем вам их искать?
3. ПОМЕХИ. Какие есть помехи в создании своей мотивации. Что ослабило/помогает ослабить помехи или помогает обойти препятствия?
4. ПОМОЩЬ. Что (какая фраза, идея, слово, действие) мне больше всего помогло, помогает ?
5. СДВИГ. Что мне удалось двинуть? Какой сдвиг стал теперь очевидным для меня?
Выберите один вопрос, и пусть начнётся Ваш путь рефлексии!
Запишите все что приходит.
Затем:
1. Посмотрите новым взглядом на то, как сейчас мотивируете пациентов лечиться у вас
2. Запишите и послушайте аудио своих диалогов с пациентами
Исходите из того, что: каждый пациент, несмотря на то, получилось с ним или нет – польза для вас. Какая польза? Найдите ее.
Внедряйте навык рефлексии в каждодневную практику работы с пациентами!
Задавайте себе вопросы:
1. Какой результат я хочу создать после приема?
2. Какое впечатление я хочу создать после приема?
3. Как вы понимаете, что вам удалось?
Подумайте о том, как каждый прием закончить благодарностью?
Рефлексируйте.
Мотивируйте себя, чтобы быть поддержкой и вдохновением для своих пациентов.